На фото армянские дудукисты
Технологии изготовления дудука в Армении и других республиках Закавказья очень похожи, но при этом они остались на кустарном уровне. Небольшие улучшения в конструкцию внес Енок Кочаров, но они недостаточны.
Вопросы стандартизации
На территории Грузии и Азербайджана нет стандартизации дудука относительно тесситуры и транспорта. То же самое можно сказать и о материале: дудук армянский изготовляют исключительно из абрикосных сортов древесины, а закавказские – их разного типа, в частности тута, ореха и кизила, что непосредственно отображается на инструментальном тембре. Судя по фотографиям, взятым из Интернета, азербайджанские дудуки изготовляют из баламанской древесины, которая может быть и деталью от раскладушки.
Ни в Грузии, ни в Азербайджане, нет стандартизации мундштука. Он представляет собой более узкий и длинный элемент, нежели у дудука армянского происхождения, из-за чего затрудняется выбор резонатора к нему. Именно из-за этих особенностей, тембр имеет особый характерный призвон. Также дудук армянский и грузино-азербайджанский отличаются друг от друга тем, что резонатор у последнего значительно тоньше, имеет узкий воздушный канал, а в его верхней части отсутствует настроечный конус. Это сильно затрудняет настройку инструмента.
Игровые 10 отверстий имеют небольшие размеры. Дудук армянский и его последние модификации имеют 12-14 отверстий, а грузино-азербайджанский – зачастую меньше 10. Это можно объяснить тем, что на данных территориях не ведутся модернизации инструментального репертуара, а значит, использование дудука имеет только сугубо народный характер. Однако справедливости ради стоит отметить, что в Грузии музыку дудука, слушать можно и в местном кинематографе, при этом в Армении же ее используют в более грандиозных масштабах.
Технические характеристики инструмента
Возвращаясь к "Школе игры на дудуке" Енора Кочарова, определенно нельзя не отметить, что во времена СССР, в 80-е годы, ее использовали в Армении на первых порах, так как своей страна еще не имела. Автор впервые обучает дыхательной технике, транспорту, аппликатуре и прочему. Однако в своем исполнении он основывался на азербайджанских, а не на армянских мотивах. То же самое можно и сказать о ладах и тональностях, которые там практикуются, но для исконного армянского искусства игры на дудуке это неприемлемо, так как в армянской традиции это очень важный аспект для народных исполнителей, который передается из поколения в поколение.
На смене школе Енока Кочарова пришло «Руководство по игре на дудуке» Георгия Миносяна (Минасова), которое явно лишено описанного существенного недостатка. Репертуар, который он предложил, составляют не только упражнения и этюды, но и обработки армянских и грузинских народных мелодий, произведения армянских гусанов, мугамов и сочинения профессиональных закавказских композиторов.