Дудук и его музыка:
Юнеско в гостях у Армении

Читать статью
#статья
22/11/2018

На фото исполнение симфонических произведений, в которых звучит дудук
На фото армянский дудук
В 2005 году музыка армянского дудука была включена в «Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества». Дудук как инструмент и музыка дудука, какими мы их знаем сегодня, формировались в течение многих веков. Они традиционно неотделимы от социальной жизни и культурной идентичности армян. Музыка дудука сопутствует многим событиям в жизни армянского общества, таким, как свадьба, похороны, крестины и т.п.

Армянский дудук – хранитель коллективной народной памяти

Дудук представляет собой деревянный духовой инструмент, имеющий форму цилиндра с двурядно расположенными высверленными отверстиями. Это народный инструмент, изготовленный из абрикосового дерева и очень популярный во многих странах Востока. Он имеет различные прототипы. Например, в Иране и Азербайджане его называют балабан, или баламан, в Грузии – дудуки, в Турции – мей. Между армянским дудуком и его аналогами имеются как сходства, так и различия.

Армянское название инструмента – дудук, или тсиранапох (свирель из абрикосового дерева). Следует заметить, что абрикос на латыни звучит как «АРМЕНИАКА» – «Армянский фрукт».

Армянские музыканты пользуются специальной техникой, чтобы сделать звук дудука похожим на человеческий голос. Звучание инструмента в точности отражает чувства армян, душу страны и армянской истории.

Создается впечатление, что этот инструмент возник и развивался вместе с армянами. Есть очень распространенная поговорка, что дудук является «Самым армянским из всех музыкальных инструментов». Звук дудука, как и его формы, создавались в течение веков, перенимая коллективную память и характер народа.

Дудук занимает особое место в семье народных духовых инструментов. Чувства и душа передаются музыкантом, который играет на нем. Публику очаровывает мастерство исполнителя, передающего мягкий тембр инструмента, чувствительность его звуков. Место рождения неповторимого звучания – под пальцами исполнителя и в глубине его сердца. Дудук и подобные ему инструменты широко распространены по всему миру с давних времен.

Технические характеристики инструмента

Длина инструмента составляет 28-40 см. Самый распространенный вид, именуемый «А-дудук», имеет длину 35.5 см и внешний диаметр 2.2 см. Внутренний диаметр постоянный – 1.2 см, только слегка расширяется в конце, чтобы приспособиться к отверcтию/камышовому язычку. Профиль, свойственный этой части, очень важен для достижения желаемого качества звука. Язычок, известный под названием гхамиш, имеет длину 10.5 см и является сплюснутым в конце, ближе к месту прикрепления.

Разновидности дудука

Выдающиеся произведения, в которых звучит дудук

В настоящее время насчитывается семь разновидностей дудука: G, A, B, H, C, D, E, F. Каждый из этих видов является немецким названием ноты, когда отверстия для пальцев открыты. А-дудук может быть изготовлен для игры любого основного тона, начиная с острого F до естественного B тона. Звук каждого типа имеет определенные отличия. Например, звук, издаваемый А-дудуком, больше подходит для любовных песен, а D-дудуком – для танцев.
Звук дудука также используется в фильме одного из величайших режиссеров ХХ века Сергея Параджанова «Цвет граната». Первая профессиональная попытка использования дудука (в сочетании с другим национальным музыкальным инструментом – зурной) в классической современной музыке осуществлена в 1975 г. армянским композитором Аветом Тертеряном (1929-1995) в Третьей симфонии, исполненной симфоническим оркестром. Дудук был взят также великим виолончелистом наших дней Йо-Йо Ма и Проектом Шелкового пути для передачи звуков Армении. Йо-Йо Ма выбрал дудукиста Геворга Дабагяна и композитора Ваче Шарафяна как представителей Армении для раскрытия звуков и души армянского дудука всему миру.

Начиная с 2001 года, несколько сочинений Ваче Шарафяна, таких как «Солнце, вино и ветер времени» (для дудука, скрипки, виолончели и фортепиано), «Утренний аромат песни акации» (для дудука и струнного квартета), а также версия для дудука, сопрано и струнного квартета (опубликованная Г. Схимером), было представлено дудукистом Геворгом Дабагяном, виолончелистом Йо-Йо Ма и ансамблем Проекта Шелкового пути в Кельне, Брюссельской филармонии, Амстердамском концертном зале, в США – в Карнеги Холле, университетах Беркли и Стенфорд, в концертном зале Бенаройа в Сиэтле, Вашингтонском национальном парке, в Чикагском зале симфонического оркестра, в Италии – в Риме, Милане, Флоренции. В других местностях США и Европы концерты также проходили с большим успехом.

Кроме того, Шарафян написал концерт для альта «Surgite Gloriae» и Sinfonia 2 un poco Concertante для симфонического оркестра, в которых звучит дудук. Премьера первого произведения в исполнении группы «Солисты Москвы» под руководством Юрия Башмета состоялась в 2007 г. на музыкальном фестивале «Elba Isola» и в Большом концертном зале Московской консерватории. Премьера второго в исполнении Современного Бостонского симфонического оркестра в Джордан Холле (Бостон) состоялась в 2008 г. В этих сочинениях Шарафян представил новую концепцию синтеза традиционного армянского звучания и западной культуры.

Made on
Tilda