Репертуар дудука конца XIX – начала XX века

Читать статью
#статья
22/11/2018

На фото современные дудукисты
Конструктивные особенности дудука, его акустические параметры и выразительные возможно определили репертуар его исполнения.

Известно, что в конце XIX – начале ХХ веков в нем доминировали песни, которые создавались как народом, так и профессиональными дудукистами. Мастера старались изготовить дудук так, чтобы музыка его могла передавать различные настроения и эмоции, которые так присущи душе человека. Поэтому произведения, которые создавали знаменитые гусаны и ашуги, а также народные песни в исполнении дудук так трогают эмоциональные струны человека.

Народная музыка в репертуаре дудука

Репертуар дудука в соответствии с его содержанием можно разделить на профессионально написанную и народную музыку.

Последняя занимает значительное место в репертуаре. Это обусловливается тем, что на территории Армении долгие года лидировало одноголосие, а следовательно, именно эти песни, созданные народом, и требовали музыкального оформления.

Песня в качестве инструментального искусства вошла в народную музыку не сразу. Ее предшественниками были различного типа наигрыши, которые исполнялись на разных инструментах.

На сегодняшний день жанр песни в репертуаре дудука армянского занимает лидирующую позицию, так как именно в нем предоставляется возможность широкого раскрывания всех импровизационных особенностей инструмента.

Из народной музыки в сольные репертуары вошли мелодии, которые по своему содержанию относятся к различным жанрам: песни, обряды, танцы, бытовые и прочее. Дудук армянский позволяет исполнить множество произведений таких знаменитых гусанов, как Шерам, Саят-Нова, Ашот, Дживанни, Шаген и другие.

Кроме народных песен и импровизаций специфические тембровые особенности дудука армянского предоставляют возможность исполнения духовных песнопений. Значимое место занимает в репертуаре дудука музыка для танцев. В основном это народные танцы в сопровождении дамы и ударных. Исполнение в сопровождении сузмы можно наблюдать в случаях исполнения ансамблем, что и отличает его от народных мотивов.

Среди танцевальной музыки наибольшей популярностью обладают «Шалахо», «Кочари», «Таракяма», «Узиндара» и прочее. Некоторые из них обработали композиторы для внедрения их в свои произведения, а другие обработаны ансамблями.

Ансамблевая музыка

Традиционным считается выступление в парных ансамблях, где присутствуют соло и дам. В данном варианте солистом исполняется основная партия танца, а на втором исполнителе лежит задача поддерживать мелодии выдержанной тональностью – дамом. Кроме этого традиционного состава применяются еще варианты с использованием ударных инструментов, а в больших народно-инструментальных ансамблях дудук армянский входит в состав древесно-духовой группы. Говоря об ансамблевом репертуаре дудука, отдельное внимание стоит уделить однородным многоголосным ансамблям, которые исполняют не только в традиционном стиле, но и в многоголосной музыкальной характеристике.

Для того чтобы создать опытный репертуар полифонического ансамбля дудука армянского, в 1981 году была выбрана трехголосная хоровая обработка Комитаса под руководством профессора ЕГК им. Комитаса Р.А. Атаяна. Еще одно полифоническое произведение народного стиля было специально написано нами в том же году для экспериментального ансамбля дудукистов. Свой опыт мы продемонстрировали на одном из заседаний кафедры народных инструментов. Комиссия восприняла исполнение более чем положительно и отметила специфичность тембрового восприятия ансамбля, его близость по характеристикам к трехголосному хору.

Мы также решили поэкспериментировать с применением 6 дудуков, в частности, инструментами низкой тесситуры. Однако, так как у инструментов имелись чисто конструктивные недостатки, опыт до конца довести не удалось. Получение положительного результата стало невозможным также из-за ограниченности диапазона дудука.

Целью создания подобного рода ансамблей служила проверка в необычных условиях конструктивных особенностей дудука армянского. Например, мы экспериментировали с инструментом в многоголосном ансамбле, где каждый голос и горизонталь, имеющие свою темперацию, подчиняются общей вертикальной гармонии. Здесь было решено применить опыт профессора военно-дирижерского факультета консерватории Москвы и тромбониста А.М. Седракяна. Он оставил в четырехголосных ансамблях тромбонов их 12-ю специфичную темперацию, однако, дабы избежать фальши, ограничил ее на 70%. Таким образом, мы достигли правильного, стройного звучания дудуков, музыка которых приобрела новые краски. Стоит отметить, что если использовать дудуки с более расширенным диапазоном, то предоставляется возможность создания многоголосных ансамблей из 5 и более голосов.

Ранее уже было сказано, что аналогичные инструменты создал дудукист Г. Минасян, они успешно применяются в квартете «Дудук», организованном им же в 90-х годах XX века.

Made on
Tilda