Варпет Рубик о жизни и дудуке

Читать статью
#статья
22/11/2018

На фото Варпет Рубик в мастерской
День Варпета (Мастера) Рубика начинается так: с сигаретой в одной, с чашкой кофе в другой руке он усаживается поудобнее в свой стул, закрывает глаза и мысленно чертит контуры будущего инструмента. Хотя нет, не каждый день так начинается, а только те дни, когда Варпета посещает Муза. Ведь, по его утверждению, дудук нужно мастерить только когда очень этого хочется, а то у инструмента не будет души.

В такие дни Варпет Рубик допивает кофе, затем проверяет уже готовые инструменты. Дудук наполовину скрывается в его крупных руках, и протяжная мелодия наполняет мастерскую. Теперь можно перейти к станкам и инструментам – к процессу создания очередного шедевра.

Жизненный путь Мастера Рубика

Варпет Рубик мастерит дудук уже 45 лет. Он самоучка. Пятьдесят лет назад он, тогда молодой парень, пас своих коров на одной из окраин Еревана и, чтобы не скучно было, играл на собственноручно смастеренной свирели. Однажды его застал за этим занятием музыкант Аветикян и пригласил играть в Дом Культуры. Парень согласился, а в годы игры в Доме Культуры пришло и увлечение дудуком.

«Тогда, в 50-х годах, - вспоминает Мастер, - только двое людей во всей Армении делали свирель. Они делали на глаз, музыкант сам должен был настроить инструмент и установить звук. А дудук мастерили у дверей базаров некомпетентные люди. Редко кто играл на дудуке».

Так молодой музыкант решил сам изготавливать для себя дудуки. В его полуподвальной мастерской собраны дудуки разных годов, смастеренные им – весь его путь от неопытного юноши, испробовавшего разные сорта дерева и испортившего не один инструмент, до опытного мастера.

Первый дудук был изготовлен из бамбука, из одного цельного куска. Но бамбук – далеко не самый подходящий материал для дудука.

«Бамбук – водное растение, - говорит Варпет Рубик, - а значит, очень чувствителен к влажности. Когда растение впитывает влагу, изменяются его параметры, оно деформируется. Вследствие этого меняется звучание дудука».

Мастер об инструменте

Нынешний дудук состоит из трубки и съёмного двойного язычка – трости. Трубку дудука мастерят из дерева, а съемный двойной язычок или трость – из бамбука. Самый «правильный» дудук получается из 50-60-летнего абрикосового дерева.

После того как дерево срубили, бревна нужно сушить в темном помещении без сквозняков. Процесс сушки длится 1-2 года. Потом вырезываются квадратные бруски, закругляются на токарном станке, делаются дырки на корпусе, готовится головка для трости, корректируется звучание.

Репродуктор звука – трость в звучании дудука занимает место не менее важное, чем трубка. Варпет Рубик говорит, что бывает два вида бамбука: самец и самка. Самка слабая и покорная, как женщина, и именно из нее следует вырезать трость.

Дудук – единственный национальный инструмент, в истинно армянском происхождении которого не приходится сомневаться, в один голос утверждают дудукисты, историки и любители. Остальные инструменты пришли из арабских и находящихся на Шелковом Пути стран. Армяне в свою очередь, путешествуя, распространили дудук в Персии, Турции, Балканах, Азербайджане, Средней Азии. В этих странах на протяжении веков дудук пережил определенные изменения.

Сторонники этого утверждения приводят в доказательство специфику звучание инструмента: дудук выражает душу армянского народа, его прошлое, настоящее и будущее. Никакой инструмент не в силах рассказать об армянах так искренне и красноречиво, как дудук.

Made on
Tilda