logo duduist

phone325+7 (499) 346-81-28
звонить по телефону с 9-00 до 21-00 
mapmail: info@dudukist.ru

facebook-logovk-social-logotypeokinstagram-social-network-logo-of-photo-camerayoutube-logotypewikipedia-logo

skhoolfotoleft

 

skhoolfotoleft

 

dudukfotoleft

 

 

Музыкальная культура давно уже делится на две сферы искусства – народное и профессиональное, и если это деление происходит в контексте отдельно взятой национальной культуры, то во всемирном плане в делении участвуют два художественных мира – восточный и европейский.

Однако в ХIХ веке в музыке европейской традиции проявилась тенденция, во многих аспектах обновившая стареющую западную культуру. Это была фактически вторая волна Возрождения, но уже нацеленная на осознание корневых основ древней культуры Востока.

Ориентализм –европейский и русский, стал ярким художественным направлением, выражающим огромный интерес к забытому Востоку, направлением, не только обогатившим культурную среду, в которой оно возникло, но и приобщившим музыку Востока к современной профессиональной музыке европейской традиции.

Политический момент всегда играл решающее значение в культурной адаптации народов к новейшим веяниям времени. Времена бывали разными; порой неблагоприятными для развития культурных традиций того или иного народа и даже консервирующими их на долгие времена, или вдруг, в какой-то исторический момент будящими их самобытные и глубинные корни и приобщающими к современным стадиям мирового искусства.

История развития национальных музыкальных культур дает все основания утверждать, что именно приобщение к высоким общемировым нормам профессионального искусства стимулировало возрождение глубинных национальных традиций на новом уровне. Музыка Армении, во всем многообразии ее жанровой природы, в широком охвате ее исторического пути стала известна миру именно благодаря ее вступлению в русло новой профессиональной музыкальной культуры, которое открыли Чухаджян, Никогайос Тигранян, Комитас, Спендиаров и продолжили Арам Хачатурян и блестящая плеяда его последователей, а затем и следующие поколения армянских композиторов, творческая ак-142 Рухкян М. Ативность которых говорит о прочных традициях композиторской школы Армении.
Творчество Авета Тертеряна занимает особое место в развитии новой армянской музыки. Оно стало примером наиболее радикального соединения новаторства и традиций. Его творческие идеи положили начало новому этапу в развитии армянского симфонизма и обновили облик мировой симфонической культуры. Композитор творил в просторах широких симфонических, романных концепций, основанных на исторических обобщениях, на эпических формах. Его оперы – “Огненное кольцо” (1967), “Землетрясение” (1984), квартеты – Первый и Второй – и восемь симфоний (1969 – 1989) стали национальным достоянием огромного, общемирового значения.

Композитор впервые в истории симфонизма вводит в симфонический оркестр народные инструменты – дудук и зурну в Третью симфонию, каманчу – в Пятую и дап – в Седьмую. В многомерном пространстве современной симфонии он возрождает исконные стимулы народного инструментализма, осмысливая национальные традиции в исторической временной продленности. Композитор воссоздает, почти картинно и психологически очень верно, традицию инструментализма, принятого в народе, раскрывает ее ритуальный смысл, делает ее проводником цельной исторической концепции, которая заново осмысливается в наши дни.

Эти композиторские новации, конечно же, шли в русле мировой тенденции симфонизма к расширению колористической гаммы оркестра, к открытию новых звуковых символов, и тем интереснее и значительней выглядит творческая инициатива армянского композитора, приобщившего голоса древнейших инструментов к самой высокой сфере музыкального мышления, какой является симфонизм.
На наших глазах, в последние два десятилетия дудук вошел в высокую сферу современной симфонической и инструментальной музыки, приобрел широкую мировую известность и, более того, ярко выраженную культивацию.

Это не случайно. Культура дудука в Армении никогда не была законсервированна. Она длилась, развивалась и преображалась. В 20-30 годах ХХ века в руках известного армянского музыканта и мастера духовых инструментов В. Г. Буни дудук был усовершенствован. Буни Дудук в современной профессиональной музыке 143 сконструировал 3 разновидности дудуков разных регистров, на которых сегодня играют армянские музыканты. Можно сказать, что дудук, который мы имеем сегодня, в некотором смысле, дитя и ХХ века, и что будучи раритетом, он в то же время отвечает всеми своими данными требованиям новейшего времени.

Преобразования и усовершенствования дудука не только улучшали его звук, внешний вид, расширяли его звукосферу, но и делали его более армянским, усиливали его способность еще шире передавать интонационную гамму армянской музыкально-поэтической интонации. Инструмент в своем преобразовании приобретал определенную универсальность, как бы готовясь стать символом самых сокровенных поэтических откровений, каким мы его и услышали в Третьей симфонии Авета Тертеряна. Конечно, опыт Тертеряна предъявил яркую композиторскую идею, и
армянские композиторы подхватили ее. В 80-ых годах прозвучал Концерт для дудука с оркестром Юрия Геворкяна, и этот эксперимент выявил свои проблемы. Насколько органично сочетается традиция игры на дудуке с законами развития европейского инструментализма? Вопрос актуальный и поныне, хотя Авет Тертерян достаточно убедительно ответил на него.

Дело в том, что Тертерян не только не намеревался осовременивать эту древнюю музыкальную традицию и подчинять ее принципам развития европейской инструментальной формы, но сделал ее еще более закодированной, концентрированной и самодостаточной. Композитор не “разыгрывает” дудук, а наоборот, сокращает его текст, тем самым как бы повышая весомость каждого звука. В самой традиции дудука уже есть эта афористичность, этот осмысленный лаконизм. Вот в этом направлении и шел Тертерян, сочиняя партию дудуков в своей Третьей симфонии. Характерно, что приглашенный на репетицию Третьей симфонии известный дудукист Дживан Гаспарян, увидев свою партию, возмутился – только это?- спросил он. И чуть ли не отказался играть. Композитор попросил его играть то, что написано. И эти полупопевки, полувздохи дудука, прозвучавшие на фоне оркестра, приобрели в своей выразительности символическое звучание.

То же отношение к народному инструменту композитор проявляет и далее. Его интересует инструмент в контексте его бытования, а именно – картина жизни, которую воскрешает этот инструмент, та эмоциональная 144 Рухкян М. А.атмосфера, которая приписана к этому инструменту, которую он, по традиции, должен создавать.

В каком же облике и в каком качестве предстает дудук в армянской музыке последних лет? Никуда не деться композиторам от того, что к дудуку извечно приписан определенный музыкальный текст. Это и становится композиторской проблемой. Текст дудука и есть традиция дудука, дудук – это совершенно определенный, устоявшийся на протяжении тысячелетий традиционный текст. Более того, текстом дудука является сам тембр инструмента.

Стоит взять одну ноту, вернее один звук, и воображению слушателя посылается определенная эмоциональная и психологическая установка. Музыкальный текст дудука – это консистенция ритуала скорби, в котором исповедь души опирается на сочувствие. Поэтому ритуальный текст дудука закодирован в дуэте двух дудуков, один из которых держит дам (бурдон) как ладо-тональную основу, как эмоциональную поддержку, а другой дудук причитает, поет. Нарушить эту художественную форму, значит нарушить жизненную ситуацию, в которой жил и живет этот инструмент. Авет Тертерян, с присущим ему концептуальным мышлением, осознал эту символическую нагрузку традиции дудука, как и впрочем других народных инструментов, которые он использовал в своих симфониях, поэтому они и приобрели в его произведениях столь символическую выразительность. Однако, несомненно, могут быть и другие творческие решения в обращении профессиональных композиторов к народным инструментам и, в частности, к дудуку.

Автор: Рухкян М. А

 

Проект создан фанатами необыкновенного инструмента дудук.

Организаторами являются Марина Селиванова, Сурен Багдасарян

Сплочённая команда уже крепко зарекомендовала себя в Москве.

Молодые и целеустремлённые люди полны сил!

 

 

6, 7 октября. V Фестиваль Дудука