logo duduist

phone325+7 (499) 346-81-28
звонить по телефону с 9-00 до 21-00 
mapmail: info@dudukist.ru

facebook-logovk-social-logotypeokinstagram-social-network-logo-of-photo-camerayoutube-logotypewikipedia-logo

skhoolfotoleft

 

skhoolfotoleft

 

dudukfotoleft

 

 

В 2001 году прозвучало произведение Рубена Алтуняна “Пустующая нива” для камерного струнного оркестра и колоколов с дудуками. Дудуков четыре – сопрановый, альтовый, теноровый и баритоновый.

И с ними зурна. Дудуки и зурна лежат на пюпитре перед исполнителем, который поочередно беретто один дудук, то другой. Мелодии дудука поэтично звучат на фоне изысканной звукописи камерного оркестра.

Народные инструменты как бы напоминают о себе, взывают к возрождению своей традиции. Композитор исходил из ситуации сегодняшнего дня, из темы умирания традиции, почти картинно рисуя “пустующую ниву”, на которой он, композитор, возрождает эту традицию. Задача композитора обретала в процессе исполнения произведения определенную, даже патетическую действенность. Интересно отметить, что в отличие от Тертеряна, убежденного в устойчивости Дудук в современной профессиональной музыке 145традиции, ее неизменности, Рубен Алтунян озабочен признаками ее убывания и стремлением напомнить об этом, что несомненно, звучит актуально.

В творчестве Ваче Шарафяна, написавшего целую серию пьес для дудука в составе небольшого инструментального ансамбля, мы встречаемся с интересным замыслом, которым руководствуется композитор, приобщая дудук к современной музыкальной эстетике. И еще раз убеждаемся в том, что специфика дудука настолько ярка и содержательна, настолько программна сама по себе, что направляет композитора как бы по пути расшифровки своего содержания.

Инструмент диктует свою программу, и композитор, слава богу, слышит ее. Он поселяет дудук в камерную форму инструментального ансамбля – виолончель, фортепиано, дудук и как бы вспоминает утерянные музыкально-поэтические традиции Армении, когда–то бытовавшие на стыке с Востоком. Мы слышим в этой изысканной игре инструментального ансамбля орнаментальность восточно-поэтического дивана, в которой музыка являлась как бы пересказом поэтического текста. В стиле музыки названы и сочинения: например, Трио для виолончели, фортепиано и дудука называется “Солнце, вино и ветер времен”, а сочинение для дудука и струнного квартета, соответственно – “Утренние ароматы и песня акаций”, другое – для дудука, зурны, виолончели и фортепиано – “Вознесение кеманче”.
В этом стиле творили многие армянские поэты, ашуги, инструменталисты. И можно сказать, что Ваче Шарафян талантливо возрождает эту поэтическую интонацию. Его концертантные, артистичные произведения сегодня пользуются большой известностью и исполняются виртуозным инструментальным ансамблем “Шелковый путь” на самых престижных концертных площадках Европы и Америки, что говорит уже и о слушательском интересе, направленном навстречу новациям наших композиторов.

Дудук с его неповторимым тембром и выразительной речитацией входит сегодня в современные европейские партитуры. Известный дудукист Ара Бахтикян, который играл в 1991 году в Киеве на Международноммузыкальном фестивале в Третьей симфонии Авета Тертеряна вприсутствии композитора, сегодня востребован в Париже, где его дудук звучит в самых разных музыкальных представлениях. Однажды это был ансамбль, в который вошли шесть представителей разных национальностей со своими народными инструментами. Уже сама по себе эта инициатива возрождала давнюю традицию “случайных ансамблей”, когда кочующие музыканты, встречающиеся на дальних дорогах, составляли маленький оркестр. На этот раз в парижский ансамбль, в котором играл Ара Бахтикян, вошли дудук, тар, кеманча, уд, ударные, индийский най, певец и певица.

Музыканты, как рассказывает Ара, прекрасно понимали друг друга и увлеченно импровизировали в усладу слушателям. Ара Бахтикян участвовал также в музыкальном сопровождении пьесы Мольера “Дон Жуан”, поставленной в Лионе в театре “Жан Маре”… Специально для дудука с оркестром написал произведение немецкий композитор Торстен Раш, и Ара Бахтикян сыграл свою партию в этом произведении в концерте в Париже. Армянские дудукисты сегодня оказались весьма востребованными на мировом музыкальном рынке. Чрезвычайно самобытный, задушевный голос дудука широко используется в современных фильмах, в театральных постановках. Голос дудука в кино часто заменяет и диалог, и монолог. Когда звучит дудук, экран, как правило, молчит. Это ли не признание чрезвычайно содержательной “речи” инструмента?

Кроме того, дудук используется всегда, когда речь идет о далеком прошлом, дудук правильно восприниматся эзотерическим голосом древних времен и древних народов, заселяющих пространство Средиземноморья. Так он звучал в американских фильмах “Калигула”, “Спартак”, в фильме Мэла Гибсона “Страсти по Христу”. Но случаются и парадоксы, как например использование дудука в новом американском фильме “Евгений Онегин”, где дудук сопровождает сцену письма Татьяны. Здесь мы уже имеем дело с отсутствием исторической и географической ориентации у создателей фильма.

Жизнь дудука как инструмента сегодня расширяет свое русло. Но как всякая древняя традиция , дудук требует к себе охранительного отношения.

Автор: РУХКЯН М. А.

 

Проект создан фанатами необыкновенного инструмента дудук.

Организаторами являются Марина Селиванова, Сурен Багдасарян

Сплочённая команда уже крепко зарекомендовала себя в Москве.

Молодые и целеустремлённые люди полны сил!