logo duduist

phone325+7 (499) 346-81-28
звонить по телефону с 9-00 до 21-00 
mapmail: info@dudukist.ru

facebook-logovk-social-logotypeokinstagram-social-network-logo-of-photo-camerayoutube-logotypewikipedia-logo

skhoolfotoleft

 

skhoolfotoleft

 

dudukfotoleft

 

 

ДУДУК И ЕГО МУЗЫКА (Юнеско в гостях у Армении) Включен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества в 2005 г.

В 2005 году музыка армянского дудука была включена в “Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества”. Дудук как инструмент и музыка дудука, какими мы их знаем сегодня, формировались в течение многих веков.
Музыка дудука и сам инструмент традиционно неотделимы от социальной жизни и культурной идентичности армян. Музыка дудука сопутствует многим событиям вжизни армянского общества, таким как свадьба, похороны, крестины и т. п.

Дудук представляет собой деревянный духовой инструмент, имеющий форму цилиндра с двурядно расположенными высверленными отверстиями. Это народный инструмент, изготовленный из абрикосового дерева и очень популярный во многих странах Востока.
Он имеет различные прототипы, например, в Иране и Азербайджане называется балабан, или баламан, в Грузии – дудуки, в Турции – мей. Между армянским дудуком и его аналогами имеются как сходства, так и различия.

Армянское название инструмента– дудук, или тсиранапох (свирель из абрикосового дерева). Следует заметить, что абрикос на латыни звучит как “АРМЕНИАКА” – “Армянский фрукт”.

Армянские музыканты пользуются специальной техникой, чтобы сделать звук дудука похожим на человеческий голос. Звучание инструмента в точности отражает чувства армян, душу страны и армянской истории. Создается впечатление, что этот инструмент возник и развивался вместе с армянами. Есть очень распространенная поговорка, что дудук является “Самым армянскимиз всех музыкальных инструментов”. Звук дудука, как и его формы создавались в течение веков, перенимая коллективную память и характер народа. Дудук занимает особое место в семье народных духовых инструментов. Чувства и душа передаются музыкантом, который играет на дудуке. Публику очаровывает мастерство исполнителя, передающего мягкий тембр инструмента, чувствительность его звуков. Место рождения неповторимого звучания – под пальцами исполнителя и в глубине его сердца. Дудук и подобные ему инструменты широко распространены по всему миру с давних времен.

Длина инструмента варьирует между 28-40 см. Самый распространенный вид, именуемый “А-дудук”, имеет длину 35.5 см, с внешним диаметром 2.2 см. Внутренний диаметр постоянный – 1.2 см, только слегка расширяется в конце, чтобы приспособиться к отверcтию/камышовому язычку. Профиль, свойственный этой части, очень важен для достижения желаемого качества звука. Язычок, известный под названием гхамиш, имеет длину 10.5 см, сплюснутый в конце, ближе к месту прикрепления. В настоящее время насчитывается семь разновидностей дудука: Г, А, Б, Х, Ц, Д, С и Е. Каждый из этих видов является немецким названием ноты, когда отверстия для пальцев открыты. А-дудук может быть изготовлен для игры любого основного тона, начиная с острого Ф до естественного Б тона. Звук каждого типа имеет определенные различия: например звук, издаваемый из А-дудука больше подходит для любовных песен, а из Д-дудука – для танцев.

Звук дудука также используется в фильме одного из величайших режиссеров ХХ-го века Сергея Параджанова “Цвет граната”. Первая профессиональная попытка использования дудука (в сочетании с другим национальным музыкальным инструментом – зурной) в классической современной музыке осуществлена в 1975 г. армянским композитором Аветом Тертеряном (1929-1995) в Третьей симфонии, исполненной симфоническим оркестром. Дудук был взят также великим виолончелистом наших дней Йо-Йо Ма и Проектом Шелкового пути для передачи звуков Армении. Йо-Йо Ма выбрал дудукиста Геворга Дабагяна и композитора Ваче Шарафяна как представителей Армении для раскрытия звуков и души армянского дудука всему миру. Начиная с 2001 года, несколько сочинений Ваче Шарафяна, таких как “Солнце, вино и ветер времени” (для дудука, скрипки, виолончели и фортепиано), “Утренний аромат песни акации” (для дудука и струнного квартета), а также версия для дудука, сопрано и струнного квартета (опубликованная Г. Схимером), было представлено дудукистом Геворгом Дабагяном, виолончелистом Йо-Йо Ма и ансамблем Проекта Шелкового пути в Кельне, Брюссельской филармонии, Амстердамском концертном зале, в США – в Карнеги Холле, университетах Беркли и Стенфорд, в концертном зале Бенаройа в Сиэтле, Вашингтонском национальном парке, в Чикагском зале симфонического оркестра, в Италии – в Риме, Милане, Флоренции. И в других местностях США и Европы концерты проходили с большим успехом.

Шарафян также написал концерт (где звучит дудук) для альта “Surgite Gloriae”, (премьера в исполнении группы “Солисты Москвы” под руководством Юрия Башмета состоялась в 2007 г. на музыкальном фестивале “Elba Isola” и в Большом концертном зале Московской консерватории), а также Sinfonia 2 un poco Concertante для симфонического оркестра (где также звучит дудук), премьера которого в исполнении Современного Бостонского симфонического оркестра в Джордан Холле (Бо- стон) состоялась в 2008 г. В этих сочинениях Шарафян представил новую концепцию синтеза традиционного армянского звучания и западной культуры.

 

Проект создан фанатами необыкновенного инструмента дудук.

Организаторами являются Марина Селиванова, Сурен Багдасарян

Сплочённая команда уже крепко зарекомендовала себя в Москве.

Молодые и целеустремлённые люди полны сил!

 

 

6, 7 октября. V Фестиваль Дудука