logo duduist

phone325+7 (499) 346-81-28
звонить по телефону с 9-00 до 21-00 
mapmail: info@dudukist.ru

facebook-logovk-social-logotypeokinstagram-social-network-logo-of-photo-camerayoutube-logotypewikipedia-logo

skhoolfotoleft

 

skhoolfotoleft

 

dudukfotoleft

 

 

Конструктивные особенности дудука, его акустические параметры и выразительные возможно определили репертуар его исполнения.


Не безызвестно, что большую часть периода конца XIX начала ХХ веков заняли произведения жанра песен, которые создавались как и народом, так и профессиональными дудукистами.

Стоит еще раз отметить, что в процессе создания инструмента, мастер старался изготовить дудук, чтобы музыка его могла передавать различные настроения и эмоции, которые так присуще душе человека. Поэтому произведения, которые создавали знаменитые гусаны и ашуги, а также народные песни, в исполнении дудук слушать теплее и восприимчивее.
Репертуар дудука в соответствии с его содержанием можно разделить на:.

1. Народная музыка.
2. Профессионально написанная музыка.

Говоря о народной музыке, стоит отметить, что она занимает большое и важное место в репертуаре. Это обуславливается тем, что на территории Армении долгие года лидировало одноголосие, а следовательно, те песни, созданные народом, и заняли место в репертуаре.
Песня в качестве инструментального искусства вошла в народную музыку не сразу. Ее предшественниками были различного типа наигрыши, которые исполнялись на разных инструментах.

На сегодняшний день, жанр песни в репертуаре дудука армянского занимает лидирующую позицию, так как именно в нем предоставляется возможность широкого раскрывания всех импровизационных особенностей инструмента.

Из народной музыки в сольные репертуары вошли практически все мелодии, которые по своему содержанию относятся к различным жанрам: песни, обряды, танцы, бытовые и прочее. Дудук армянский позволяет исполнить множество произведений таких знаменитых гусанов, как Шерам, Саят – Нова, Ашот, Дживанни, Шаген и других. Кроме народных песен и импровизаций специфические тембровые особенности дудука армянского предоставляют возможность исполнения духовных песнопений. Стоит отметить, что немаловажное место занимает в исполнении дудук, музыка для танцев, что в основном представлено народными танцами в сопровождении дамы и ударных, или средней частью – сузмой. Последний случай можно наблюдать в случаях исполнения ансамблем, что и отличает его от народных.

Среди танцевальной музыки наибольшей популярностью обладают «Шалахо», «Кочари», «Таракяма», «Узиндара» и прочее. Некоторые из них обработали композиторы для внедрения их в свои произведения, а другие – ансамбли.

Теперь стоит поговорить об ансамблевой музыке. Традиционным считается выступление в парных ансамблях, где присутствуют соло и дам. В данном варианте солистом исполняется основная партия танца, а вторым исполнителем – поддерживание мелодии выдержанной тональностью – дамом. Кроме этого традиционного состава применяются варианты при помощи ударных инструментов, а в случаях большого народно – инструментального ансамбля, дудук армянский входят в состав древесно - духовой группы. Однако, стоит уделить особое внимание, однородным многоголосным ансамблям, которые исполняют не только в традиционном стиле, но и в многоголосной музыкальной характеристике.

Для того, чтобы создать опытный репертуар полифонического ансамбля дудука армянского, не существовавшего в свое время, в 1981 году было выбрано трехголосную хоровую обработку Комитаса под руководством профессора ЕГК им. Комитаса Р. А. Атаяна, а также специально написанное нами, которое создалось в этом же году, для экспериментального ансамбля дудукистов – полифоническое произведение народного стиля. Такой опыт было решено продемонстрировать на одном из заседаний кафедры народных инструментов. Комиссия восприняла это более чем положительно, и отметила специфичность тембрового восприятия ансамбля, близкий по свои характеристикам к трехголосному хору.

Мы также решили поэкспериментировать с применением 6 дудуков, в частности инструмент низкой тесситуры, однако, так как имелись чисто конструктивные недостатки, опыт до конца довести не удалось. Получение удачного результата заблокировалось также ограниченность диапазона дудука.

Целью создания подобного рода ансамблей служила проверка в необычных условиях конструктивных особенностей дудука армянского, а именно – в многоголосном ансамбле, где каждый голос и горизонталь, которые имеют свою темперацию, будут подчиняться общей вертикальной гармонии. Здесь было решено применить опыт профессора военно – дирижерского факультета консерватории Москвы и тромбониста А. М. Седракяна. Он оставил в четырехголосных ансамблях тромбонов их 12 специфичную темперацию, однако, дабы избежать фальши, ограничил ее на 70%. Таким образом, мы достигли правильный, стройный звук дудуков, музыка которых приобрела новые краски. Стоит отметить, что если использовать дудуки с более расширенным диапазоном, то предоставляется возможность создания многоголосных ансамблей из 5 – ти и более голосов.

Ранее уже было сказано, что аналогичные инструменты создал дудукист Г. Минасян, которые успешно применяются в квартете «Дудук», организованный им же в 90 годах XX века.

 

Проект создан фанатами необыкновенного инструмента дудук.

Организаторами являются Марина Селиванова, Сурен Багдасарян

Сплочённая команда уже крепко зарекомендовала себя в Москве.

Молодые и целеустремлённые люди полны сил!

 

 

6, 7 октября. V Фестиваль Дудука