logo duduist

phone325+7 (499) 346-81-28
звонить по телефону с 9-00 до 21-00 
mapmail: info@dudukist.ru

facebook-logovk-social-logotypeokinstagram-social-network-logo-of-photo-camerayoutube-logotypewikipedia-logo

skhoolfotoleft

 

skhoolfotoleft

 

dudukfotoleft

 

 

Данная статья представляет собой модернизацию дудука армянского, которая будет отличаться от той, которая проводилась раньше.

Этим отличием будет служить исследование физико – акустических закономерностей, которым подчинен инструмент, благодаря чему предоставляется возможность теоретического создания формул, а по ним моделей, которые будут соответствовать сегодняшним тенденциям, как в народном исполнении, так и в профессиональном.


Дудук армянский настроен так, что его особая темперация присуща только этому ладу. Несомненно, здесь есть свои преимущества и недостатки. Преимуществом является представление о «народной настройке» инструмента в процессе его изготовления, однако, на этом достоинства заканчиваются.

Недостатком этой особенности представлено обстоятельство перемены лада и тональности, что, несомненно, повлечет за собой изменение темперации, а значит, потребуются лишние микропозиции, благодаря чему заметно усложнится игра на дудук, музыка которого может также существенно измениться не в лучшую сторону. Если дудук настроен в равномерно темперированном строе (РТС), то представляется возможность для исполнителя игры на инструменте в любом ладу, при любом строе и любом темперации, при отсутствии излишка микропозиций.

Стоит отметить, что такая модель дудука армянского не будет иметь особые отличья от своих собратьев.

Говоря о подборе мундштука, то здесь отбор станет строго индивидуальным, так как его параметры неразрывно связанны с длиной резонатора. Их суммарная длина равна ¼ волновой длины его основной тональности при учете некоторых поправок, если исходить из среднего значения величины входного и выходного диметра отверстия резонатора дудука армянского, которые также играют существенную роль в понижении строя, выходного отверстия мундштука и диаметра игровых каналов.

В соответствии с этим, теоретически длина дудука (L) приблизительно равна ¼ длины всей волновой длины тональности с вычетом суммы показателей входного и выходного диаметра. Это является одной из разновидностью формулы Кавайе – Колля.

formula1
Где F0 м- частота основной тональности дудука армянского,

formula2- средняя величина суммы входного и выходного диаметра мундштука, который играет роль входного отверстия резонатора.

Dвн и D вых – соответственно входной и выходной диаметр.

После того, как определена общая длина инструмента, находятся места для центра игрового отверстия (ЦСИО). Стоит отметить, что при открывании они частично выполняют роль выходного отверстия, таким образом, при разметке ориентируются на средние показатели величин игровых и выходных отверстий. Теперь вышеуказанная формула принимает вид:

formula3
Где Si – расстояние от резонаторного верха до центра сверления игрового канала.

Lрчм – длина рабочей мундштучной части, которая выступает над резонатором. Стоит отметить, что в процессе проведения разметки стоит учитывать этот параметр.

Fn – частота тональности, которая производится при открывании игрового канала.

Если расположить игровые отверстия в соответствии с данными параметрами, то появлется иной результат, а именно, отличимый от народного дудука армянского, на его теоретической основе получилось бы неравномерное при правильных звуках исполнение. Дабы устранить этот недостаток, необходимо было проконсультироваться с известным дудукистом Г. Миносяном, после чего напрашивался вывод, что внутренний диаметр канала имеет переменное сечение. Это обуславливается тем, что мензура самого дудука армянского, подразумевающая собой соотношение длины или расстояния от верхней мундштучной части до ЦСИО, и диаметра воздушного канала.

Для того, чтобы получить точную разметку, появилась необходимость эмпирического вычисления ширины волновой полосы основной тональности дудука армянского, при помощи деления волновой длины на частоту тона дудука F0. Таким образом, получается величина, которая близка к истинному значению канального диаметра – 12,15 мм, а число мензуры при этом показателе -39,27. Такой показатель постоянен только для данного типа тона, то есть для микропозиций малой октавы. Для того, чтобы определить полную длину дудука с тем же основным звучанием, но имеющим иной диаметр, необходимо умножить показатель 39,27 на новые единицы канального диаметра.

Для того, чтобы определить ЦСИО необходимо ориентироваться на среднюю величину канального диаметра и игрового отверстия, а после определения мензуры тональностей, которые относительны к теоретическим величинам канального диаметра инструмента (12,15), перемножить на эту среднюю величину. Чтобы довести канальный диаметр до требуемого показателя, при равномерном размещении отверстий для игры, данный диаметр ( Dx) находится при помощи следующей пропорции:

formula4

Теперь стоит коснуться толщины стенок и наклонных отверстий дудука армянского. В процессе исследования духовых инструментов эксперты пришли к выводу, что толщина стенки предполагает создание условий для понижения любо общего строя, либо тональности. Это обуславливается тем, что в месте игровых отверстий, когда оно закрыто, создаются воздушные пробки, которые гасят энергию его потока. Чем больше эти пробки, тем толще стенка резонатора. Поэтому строй дудука армянского можно урегулировать при уровне наклона при высверливании игровых отверстий.


Не стоит забывать, что качество исполнения на дудуке зависит от его мундштука. Дудук армянский, даже если резонатор высококачественно изготовлен, он не сможет показать свои уникальные особенности без индивидуальной подгонки мундштука. Благодаря этому, к данному роду элементу предъявляются повышенные требования, так как он отвечает за тембр и стройность инструмента. Качество и долговечность мундштука зависят от правильно выбранного сырья, от соблюдения требований в процессе замачивания, профилирования и закалки. Исследования показывают, высококачественный мундштук имеет малую гигроскопичность, в сухом состоянии его трости плотно прижаты, а в мокром раскрываются с легким хлопком, создавая рабочий зазор не больше 1 мм. Стоит отметить, что значительную роль в процессе настройки дудука армянского играет настроечный хомутик, облегающий мундштук во всех частях и в меру упругий. Предохранительную колодку также подгоняют индивидуально к мундштуку, дабы не было излишней деформации. Для того, чтобы упростить выбор мундштука, было выведено три стандарта:

• Для альтовых дудуков длина –100-105,4 мм., тон – c2 -d2
• Для дудуков альт-сопрано – 80-94,6мм, тон – e2 -fis2
• Для дудуков сопранино – 70-80 мм, - тон – a2 -h2

Стоит отметить, максимальная ширина трости у любого из данных видов равна 24 мм, D вн вых. – 9 мм, и входной диаметр – 12,15 мм. Диаметр колена камыша, который идет на изготовление мундштука, в любом случае равен 16мм. общий показатель длины инструмента, как говорилось ранее, равен суммарной длине резонатора и мундштука, при вычете 16-18 м, которые уходят на приемный резонаторный конус.

И под конец, стоит коснуться внутренней резонаторной полости, так как она играет значительную роль в инструментальном тембре. Бывает два типа: гладко высверленная и ворсистая. Каждый из типов придает дудуку армянскому свой уникальный тембр. Дудук, имеющий полированный канал, имеет более высокий тембровый оттенок, в то время, как с ворсистой – глубокий и бархатный. Стоит отметить, что предложен еще один тип канала – рифленый или нарезной, при которой степень влажности инструмента меньше будет влиять на показатели тембра дудука армянского происхождения.

 

Проект создан фанатами необыкновенного инструмента дудук.

Организаторами являются Марина Селиванова, Сурен Багдасарян

Сплочённая команда уже крепко зарекомендовала себя в Москве.

Молодые и целеустремлённые люди полны сил!

 

 

6, 7 октября. V Фестиваль Дудука