Дудук представляет собой цилиндрический вид гобоя, получивший широкое распространение на территории Армении, Грузии и Северного Кавказа. Дудук – это цилиндрическая трубка, имеющая 9-10 игровых отверстий, и изготовленная из абрикосовой, кизильной, тутовой и орехов древесины.
Появление первого дудука уходит в далекое прошлое, однако на данный момент конкретных исторических доказательств первой игры на инструменте нет. Сохранились записи искусствоведа Курта Закса, который называет дудук шалмеем или гобоем цилиндрического типа, имеющим двойную трость. Ему вторит Комитас, говоря, что это не что иное, как «най», что в переводе с древне персидского означает тростник.
Если говорить о месте происхождения дудука, Закс предлагает обратить внимание на одно из его наименований – «iraqya», что, несомненно, свидетельствует об иранском происхождении. Другая же версия рассказывает о том, что дудук пришел с Дальнего Запада, а именно из Японии или Китая, пройдя через Финикию и попав на кавказские земли.
Однако имеется и мнение, что дальним предком дудука является тростниковый кларнет с врезным языком из Древнего Египта. Стоит отметить, что аналогами такого типа инструмента в Армении являются пку, пзан, ципук и пзик, а также одной из разновидностей среднеазиатского ная. Одним из аналогов дудука является корейский пири, известный уже с Х века. Точно ясно одно: что предком дудука изготавливался из тростника, о чем свидетельствует верхняя сплющенная часть.
Позже с развитием технологий столярного производства и духовной жизни, резонатор дудука стали изготовлять из абрикосной древесины, при этом сохраняя тростниковую часть в качестве неотъемлемого мундштучного элемента.
Если говорить о самом название инструмента «дудук», то скорее всего оно произошло от артикуляционных звуков: ду, туй, фу – или же от слов «дуд» и «дод», что в переводе с лорийского диалекта переводится как рот и челюсть. Таким образом получается, что дудук – это элемент духовного инструмента, который вставляется в рот.
До 1920 года дудук на территории всего Закавказья имел одну и ту же конструкцию. Позже дудукист Маргар Маргарян решил усовершенствовать входную часть дудука. Теперь инструмент получил коническую форму, благодаря чему значительно облегчались его настройки. Это стало своего рода характерным отличием дудука армянского от прочих типов.
Следующей ступенькой развития в усовершенствовании дудука, стало создание его различных типов низких тесситур. Большую роль здесь сыграли выдающиеся инструменталисты Вардан Буни, Енок Кочаров и Георгий Миносян. Стоит сказать, что слушать дудук, музыка которого накатывает волнами, давая полностью расслабиться, – ни с чем не сравнимое удовольствие.