Аппликатура для Ля дудука
Как и любой другой инструмент, дудук армянский имеет свои особенности, благодаря которым музыка инструмента становится чище и глубже. Перед тем как начать пробовать играть, необходимо усвоить основы. Рассмотрим каждую из них подробно.
Звукоряд дудука
Он представляет собой ряд особенностей, которые непосредственно связаны с 8 ладами традиционной армянской монодии и их темперацией 10. Однако опытные мастера стараются изготовить дудук так, чтобы он имел настройку на лад, близкий к равномерному темперированному строю, тем самым избежав фальши и излишний микропозиций, осложняющих игру. Вне зависимости от транспозиции, которая тесным образом связана с аппликатурой, магический дудук армянский настраивают на дорийскую гамму «соль».
Аппликатура и транспозиция дудука
Аппликатуру сформировали таким образом, что 2, 3, 4, 5 пальцы правой руки кладут на нижнюю четверку отверстий для игры, а те же пальцы левой руки – на верхнюю. В качестве упора для руки исполнителя служит большой палец правой руки, а при помощи левой закрывается верхний тыльный канал. Нижний тыльный канал при необходимости можно закрыть клапаном или прижать к груди.
Говоря о транспозиционной системе дудука армянского, стоит отметить, что до второй половины прошлого столетия, ее не было, а исполнители обычно играли по слуху, или же старались подогнать все типы инструмента под «до». Несомненно, при таких действиях нарушалась целостность аппликатуры. В процессе развития школы обучения игры на дудуке армянском, было принято решение, что нота «до» будет предусматривать такую позицию: 6 пальцев исполнителя закрывают 6 верхних лицевых игровых каналов, а также закрывается верхнее тыльное отверстие, вне зависимости от их реального звучания. Таким образом появились транспозиционные основы: «in A», «in B», «in C», «in D» и «in F». Такая система заняла лидирующую позицию в народной музыке Закавказья.
Дудук армянский не имеет игровых клапанов. Исключением являются недоступные каналы у современных моделей, их заменяют пальцы исполнителя, благодаря чему ему предоставляется возможность варьировать любой тон даже на небольшие его доли. Поэтому музыка дудука предоставляет большое количество вариаций игры, в частности, у него есть возможности импровизации, которые доступны только голосу человека. Стоит отметить, микропозиции могут обеспечить плавные переходы от тона к тону, даже до глиссандо.
О технике дыхания
Относительно игровой техники дудука армянского стоит сказать, что здесь потребуется особая подготовка. Она считается сложной и представляет собой синхронизацию грудно-брюшного аппарата дыхания с резервуарами щек. Для схематического разъяснения можно привести пример двух сообщающихся груш от пульверизатора, где первая нагнетает воздушный поток на вторую толчками, а вторая, находясь под давлением, поддает воздух равномерно.
В качестве тренировок опытные исполнители советуют использовать такой метод: стакан наполняется водой и в него через тоненькую соломинку вдувается воздух так, что при вдохе воздушный поток продолжает поступать в емкость из области щек. Стоит следить за тем, чтобы бульканье не прекращалась ни на секунду. Примечательно то, что данный метод пришел из Древнего Египта и актуален по сей день. Только после того как начинающий дудукист освоит дыхательную технику, он начинает обучаться звуковому интонированию на мундштуке, а после и на целом инструменте.
О некоторых проблемах усовершенствования дудука армянского
Прежде чем начать говорить о них, стоит отметить тот факт, что благодаря своим уникальным музыкально-акустическим особенностям инструмент превосходит всех своих аналогичных собратьев. Основной недостаток дудука представляет собой несовершенство в технике его изготовления, так как делается все «на глаз» и 9 из 10 инструментов становятся непригодными к игре.
Первым поднявшим вопрос об усовершенствовании дудука армянского стал известный исполнитель Маргар Маргарян. Он решил сблизить игровые каналы, благодаря чему уменьшился размер самого инструмента. В результате звучание дудука было так облагорожено, что его музыка которого стала прототипом дудука-сопрано. В 20-х годах прошлого столетия знаменитый тарист, композитор Вардан Буни решил создать дудуки, имеющие низкую транспозицию, получившие название его басовой модификации – бунифон. По прошествии половины века дудукисты Е. Кочаров и Г. Миносян решили продолжить работы по усовершенствованию инструмента.
Есть некоторые данные, свидетельствующие о том, что один умелец из села Упцадзор изобрел дудук, который мог превратиться во все что угодно при применении целого арсенала различных насадок, однако дельного звучания он так и не издал.
Стоит учитывать тот факт, что модернизация дудука заключается в изготовлении инструмента, который будет соответствовать физико-математическим расчетам и их применению без ущемления его основных музыкальных особенностей.