Основная краткая информация о дудуке армянском

Читать статью
#статья
Дудук представляет собой народный духовный инструмент, музыку которого высоко ценят и любят, благодаря его уникальным акустическим параметрам.
22/11/2018

На фото исполнение музыке на армянском дудуке
Основной репертуар дудука – музыка народа, создававшаяся веками. Самым любимым жанром профессионального дудука армянского происхождения является мутам, который особо пропагандировался такими известными людьми, как О. Оганезов, Л. Карахан, Б. Меликов, К. Меликов, А. Мелик-Агамалов, С. Оганезашвили, Х. Талгауков, Л. Мадоян, Г. Чабанов-Шулаверши и другие.

Говоря о сольном репертуаре дудука, нельзя обойти вниманием армянские народные песни, танцы, произведения гусанов (Саят-Новы, Ширина, Дживанни, Шерама и других) и композиторов (Комитаса, Д. Казаряна, Х. Аветисяна и т.д.). Не обошлось тут и без духовных песнопений.

Стоит отметить, что в основном дудук армянского происхождения используется в народных инструментальных ансамблях как оркестровый инструмент.

Вторая половина ХХ века ознаменовалась первым состоявшимся концертом под руководством Юрия Геворкяна, где музыка дудука поднялась на профессиональный уровень. Дудук можно было услышать в первой и третьей концертной части (in D) и в его 1/7 части (in A). Аветом Тертеряном была создана «Третья симфония», в которой звучит дудук. Позже произведения для дудука создавались Эдуардом Айрпетяном, Ваче Шарефяном, Рубеном Алгунянгом и другими.

Что касается кинематографии, стоит сказать о том, что на начальных этапах дудук армянский можно было услышать только в местных фильмах, однако уже спустя пару лет спрос на такое звучание заметно вырос.

Первым фильмом стал «Пэпо» 1935 года. Здесь и в более поздних фильмах («Зангезур», «Майя Цхнетели», «Георгий Саакадзе», «Человек из Олимпа», «Последнее искушение Христа», «Гладиатор») исполнение на дудке принимает двоякое звучание. Оно заключается в том, что, с одной стороны, дудук озвучивает непосредственные моменты игры на инструменте в некоторых фрагментах, а с другой стороны, им создается музыкальный фон с целью отобразить настроение героев. Последующие фильмы сопровождаются либо живым исполнением, либо в синтезированном варианте. Здесь можно отметить таких выдающихся личностей, как В. Овсепян, Д. Гаспарян, М. Маргарян, Х. Талгауков и Л. Мадоян.

Теперь стоит поговорить о транспозиции и обмерах дудука армянского происхождения. Основой модернизации является применение формул построения инструмента, благодаря чему предоставляется возможность создания дудука, который будет отвечать современным требованиям, при этом не теряя своих музыкальных и акустических свойств.

Свидетельством успешного результата являются уже созданные и прошедшие все необходимые проверки в соответствии с выведенными формулами экземпляры дудука. Таким образом, при учете обмеров дудука, имеющие различные тесситуры и транспозиции и всех необходимых параметров для формул появились модели in A и in D. Также были проведены исследования применения формулы, которая отвечает за изготовление необходимого для сегодняшних целей инструмента. В рамках исследования проведены тщательные анализы дудука армянского и другого происхождения и консультация с мастерами изготовления инструмента.

Обмер дудука армянского, причем в нескольких его вариантов, даст положительный результат в том случае, если он будет содержать в себе следующие параметры:

- Общий показатель длины инструмента.
- Общий показатель длины резонатора.
- Величина внутреннего диаметра инструмента в зоне каждого отверстия для игры.
- Показатель диаметра входного канала резонатора.
- Показатель глубины приемного конуса резонатора.
- Показатель внешних диаметров резонатора и его головки.
- Показатель диаметра игровых отверстий.
- Показатель толщины резонаторной стенки в зоне отверстий для игры.
- Показатель расстояния от центра игрового отверстия до верхнего конца мундштука.
- Показатель длины мундштука.
- Показатель внешнего и внутреннего диаметра колена камыша до его обработки.
- Показатель внутреннего выходного диаметра мундштука после его обработки.
- Показатель максимальной толщины и длины рабочей части мундштука.
- Показатель частоты тона мундштука без резонатора.

Если основой будут служить эти параметры, то предоставляется возможность создания сравнительных таблиц обмеров, при помощи которых можно вывести необходимые формулы для создания нового типа дудука армянского.

Напоследок стоит упомянуть о том, кто внес большой вклад в становление и развитие школы дудука на территории Армении и всего Закавказья. Это Каро Чарчоглян, Гаоргий Миносян, Аветик Тетроашвили, Ваче Овсепян, Геворг Чабанов-Шулаверши, Хачик Талгауков, Левон Мадоян, Маргар Маргарян, Дживан Гаспарян, Хачик Хачатрян, Михаил Садоев и Мкртыча Малхосян.

Музыка дудука армянкого в мировой культуре

Обмеры дудука армянского и показатели, которые нужно учитывать при изготовлении этого инструмента

Made on
Tilda